БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ПЛАНЕТЫ ТАМЭСИВАРИ Мой опыт показал, что объяснить значение тамэсивари (приемов, которые позволяют голыми руками разбивать твердые предметы) людям, знающим мало или совсем ничего о каратэ - весьма трудная задача. Неосведомленные любители каратэ, наблюдая успешное применение техники тамэси-вари, чувствуют ее мощную привлекательность и притягиваются ближе к боевому искусству. С другой стороны, многие специалисты, а также люди, не одобряющие любой вид насилия, осуждают эти приемы, считая их либо просто показухой, либо вредной демонстрацией разрушительных принципов. Я, однако, включил тамэси-вари в свою книгу "Это-каратэ", а ныне, приведя в порядок свои мысли по этому вопросу, еще глубже исследовал предмет; я полагаю, что правильное понимание его весьма важно. Вероятно, начать обсуждение этой важной группы приемов следует с анализа возможных побуждений, из-за которых начинают заниматься каратэ. Хотя некоторые начинают заниматься каратэ в целях самозащиты или улучшения здоровья, главным стимулом является развитие телесной силы. По той же причине с энтузиазмом тренируются как начинающие, так и опытные каратисты. Но тогда ясно, что если человек начинает заниматься каратэ, чтобы стать сильнее, он захочет испытать, насколько он стал сильнее в результате тренировок. Поскольку, с другой стороны, крайняя опасность ударов, принятых в каратэ, заставила нас запретить контакт даже в самых яростных схватках, реальная проверка своей силы затруднилась; но тамэси-вари указывает хороший и безопасный выход из этой дилеммы. Можно возразить, что, поскольку действительной основой каратэ является духовное совершенствование, то нет необходимости проверять силу. Однако, учитывая, что для совершенствования духа нужны годы, многие люди, особенно молодые, стремятся проявить физическую мощь уже на ранних стадиях обучения. И я не уверен, что это обязательно неверный взгляд. В конце концов, знаменитый фехтовальщик Миямото Мусаси (1584-1645) сказал, что он стал учить избегать схваток и побеждать без борьбы лишь на пятидесятом, году жизни, после того как победил в шестидесяти боях. Он говорил, что этот его успех объясняется лишь везением. Если даже такой человек так думает, то бесполезно ожидать, что за три или четыре года вы постигнете всю глубину каратэ и достигнете духовного совершенства. Я повторяю, что, хотя тренировка духа - идеал каратэ, однако, немыслимо исключить физические аспекты. В частности, тамэси-вари. Действуя в соответствии с такой установкой, я всегда проводил в своем зале спарринги учеников так, как если бы это были реальные схватки (исключая, конечно, опасные удары); в результате они могли, насколько возможно, проверять свои силы в спаррингах, не пытаясь их опробовать во внешнем мире. Я считаю, что с той же целью можно использовать и тамэси-вари. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Как вы поймете, попрактиковавшись, тамэси-вари может служить суровым испытанием, особенно если имеются зрители, потому что, даже применяя приемы, удававшиеся в прошлом, вы никогда не уверены вполне, что сможете повторить свои достижения. Любой пустяк может привести к неудаче: или вы не вполне хорошо себя чувствуете, или место для вас не вполне удобное, или присутствует кто-то, кто вам не нравится. Если такие неприятности вывели каратиста из равновесия, он не сможет в достаточной, степени, сконцентрировать свой дух. Чтобы достигнуть требуемого состояния, вам нужно достичь того, что дзэн называет миром Ничто, то есть вы должны очистить душу от всех мыслей и духовных помех и решительно покончить с задачей, одним ударом. Отсюда должно быть ясно, что тамэси-вари - испытание не только физической, но и духовной силы. Оно позволяет вам познать самого себя путем размышлений и так же, как и практическая борьба, помогает вам развить силу духовной концентрации. Сложные взаимоотношения сил в схватках затрудняют оценку расходуемой духовной мощи; более того, - характер какого-либо из партнеров часто создает психологические условия, влияющие на победу или поражение. Тамэси-вари, однако, где вы сами являетесь своим противником, позволяет легче оценить степень требуемой духовной мощи. Доска, или камень, которые вы хотите разбить, лежат перед вами неподвижно. Вам нужно лишь принять удобную позу и ударить. Тамэси-вари, конечно, учит ряду важных элементов техники. Оно ясно показывает дефекты формы, ошибки в дистанции, неправильный контакт или неумение попасть точно в центр предмета, которые приводят к плохим результатам. Подводя итог, я хотел бы сказать, что тамэси-вари стимулирует понимание собственной физической и технической силы и помогает их точно оценить. ВЕЛИЧАЙШАЯ ВАЖНОСТЬ Все, что я сказал о тамэси-вари,- лишь первая ступень. Главнейшее значение этих приемов - учение о силе концентрации; она должна выражать дух дзэна, притом не пассивного, а активного рода. Значение слова тамэси (испытание, т. е. испытание чьей-либо силы) должно сливаться с понятием момента перехода в мир медитации, в дзэнский мир Ничто. В этот момент весь процесс тамэси-вари должен приводить к мгновенному единению вашего существа со всей Вселенной. "Одним ударом я разбиваю зеркало тридцати семи лет учения. И великий путь становится ясен". Эти слова Ходзё Токиёри, знаменитого полководца XIII века, ставшего потом монахом и внесшего огромный вклад в распространение и развитие дзэн-буддизма в Японии, ясно показывают глубочайшее значение тамэси-вари, с помощью которого мы можем разбить зеркало долгого учения и обрести просветление. Доска или черепица, получающая сокрушительный удар, не существует: истинный объект удара - вы сами. Короче говоря, суть тамэси-вари - посредством одного удара перейти к активной дзэнской медитации и достичь просветления. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ Трудно одним духом взойти по всем трем ступеням тамэси- вари; вы должны достичь совершенства на одном уровне, прежде чем перейдете к другому. Убежденный, вне всяких сомнений, в их достоинствах и значении, я бы хотел опровергнуть здесь два ошибочных возражения, которые против них выдвигают. Во-первых, я рассмотрю упрек в том, что это - не более чем показуха. Я не могу отрицать, что иногда тамэси-вари проводится в целях демонстрации; я сам участвовал в таких показах, но моя цель была вовсе не в том, чтобы дать представление. Я хотел показать действительно чудесную духовную мощь, которая развивается дзэнской медитацией и тренировкой каратэ. В те дни, когда я занимался демонстрациями такого рода, люди Запада ничего не знали о каратэ, и тамэси-вари давало хороший способ эффектно продемонстрировать мощь и эффективность, поскольку оно выявляет громадную мощь, не представляя притом никакой опасности причинить вред партнеру. Поднятие тяжестей, базирующееся на ненормальном развитии силы плеч и груди, содержит элементы зрелища, так же как и гимнастика, где делается упор на грацию движений: однако духовная позиция самих атлетов не позволяет превратиться этим видам спорта в чистое шоу, и они занимают достойное место в списке олимпийских видов спорта. Так же и в тамэси-вари - отношение исполнителя либо повышает, либо снижает значение демонстрации. Далее, в тамэси-вари, как и во всех других областях деятельности каратэ, каратист дол- жен постоянно стремиться к чистоте и высокому моральному духу, так как его задача - развеять заблуждения, неизбежно сопутствующие международному распространению и формализации каратэ как боевой техники, что и происходит в настоящее время. Другое возражение, выдвигаемое против тамэси-вари - это важное утверждение, что оно побуждает к разрушению. Такое обвинение сходно по сути с тем, что если ребенка научить пилить, то он обратит свое новое умение против старинной мебели или против деревьев в саду. Если такого злодея научить обращаться с долотом, он станет делать дырки в стенах, а если дать ему спички, он превратится в пироманьяка; но ведь не все дети пойдут столь ужасным путем. Дети обычно любопытны, но задача образования - направить это любопытство по созидательному, а не разрушительному пути. Точно так же обучение каратэ предусматривает и обучение правильному использованию этого искусства, тем более, что применяемые в каратэ орудия, руки и ноги, с которыми мы родились, естественно, для большинства людей являются предметом внимания. Каратэ весьма осторожно закаляет эти части тела до тех пор, пока их можно использовать, как меч или шлем, но оно учит также использовать их с умеренностью. Именно по этим причинам я всегда настаиваю на том, чтобы обучение каратэ всегда проходило с квалифицированными инструкторами. Меня ужасает сама мысль о том, чтобы молодежь самостоятельно осваивала каратэ, потому что, не сознавая силы, которой они обладают, они легко могут причинить вред другим людям. Тем не менее, усердные учебные бои и тамэси-вари, проводимые под компетентным руководством, вырабатывают достаточное понимание собственных сил, и ученики не станут применять их в целях насилия вне стен тренировочного зала. Для того, чтобы обзавестись лесоматериалом для строительства или расчистить землю для земледелия, необходимо срубить деревья. Хотя это и разрушительный акт, направленный Д против природы, это, однако, оправдывается созидательной целью. Точно так же и тамэси-вари хорошо тогда, когда оно используется для закалки тела и совершенствования духа. Исполняемое для публики, только как зрелище или, еще хуже того, в целях выгоды, оно бессмысленно; но даже при публичном исполнении оно может быть полезно, если только демонстрируется его истинная суть. Разъяснение этой сути - долг инструктора каратэ.