БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ПЛАНЕТЫ БИОМЕХАНИКА Александр Плескачев, 5 дан, руководитель Московского отделения Фунакоши Шотокан Карате Ассоциации (F.S.K.A.) и официальный представитель FSKA в Москве, России с правом проведения аттестаций Биодинамика ударных движений в карате Шотокан Статья под названием "Биодинамика ударных движений в карате Шотокан и боксе" опубликована в БИП 4-5 за 1998 год. Здесь приведен сокращенный вариант этой статьи для интернета и исходя из технических возможностей моей ПЭВМ. Готовя материал для этой статьи, я не ставил перед собой задачу открыть или создать что-то новое, оригинальное. Вопросы биодинамики рассмотрены в целом ряде научных работ и в этой области накоплен большой теоретический и практический материал. Задача была - в популярной форме представить эти знания широкому кругу читателей и энтузиастов единоборств, показать, что в карате нет никакой таинственности и мистики. Тем более, как я видел по некоторым публикациям, некоторые авторы или понятия не имеют ни в физике, ни в математике и тем более в биомеханике или же специально вводят читателей в заблуждение. Мною получены устные разрешения от живых авторов на использование их материалов в этой статье. Итак начнем. В основе карате Шотокан лежит упорный труд, а не физические природные данные, и именно поэтому этот стиль карате является не только наиболее универсальным и приемлемым для людей, желающих постоянно самосовершенствоваться, но и самым трудным в освоении. Карате, как и все на Земле, подчиняется законам физики и механики, о чем в свое время говорил мастер Гичин Фунакоши, известный как создатель современного карате. Биодинамика ударных движений рассмотрена на базе выполнения одной из самых мощных техник карате - гьяку-дзуки (эта техника очень приблизительно внешне похожа на боксерский удар: прямой в голову). Пытливому читателю предоставляется прекрасная возможность найти общие черты и принципиальные различия в нанесении ударов в боксе и карате. От людей нехилого телосложения, как правило, бывших боксеров - часто можно слышать, что удар - он и в Африке удар. Это утверждение можно представить в виде: "сила есть - ума не надо". Действительно, это срабатывает, но только, если противник слабее. В противном случае у "силовика" могут возникнуть значительные проблемы, если его психотехническая подготовка недостаточна. На поражающие характеристики техники она влияет в не меньшей степени, чем анатомические особенности индивида. Современные исследования блестяще подтвердили результаты труда "старых" мастеров карате, которые создали эмпири-ческим способом технику огромной разрушительной силы. Хотя никто из них не имел физкультурного образования и не был обременен учеными степенями и титулами мастеров спорта, они создали блестящую методику передачи знаний и обучения. В статье приведены данные исследований современных советских специалистов в области выполнения ударов в английском спортивном боксе и некоторые материалы из книг сенсея М.Накаямы, 9 дан, а также мой личный опыт, приобретенный на занятиях карате и семинарах шихана К.Фунакоши, 8 дан; раскрываются методические подходы, способствующие формированию и совершенствованию рациональной техники кимированных и хлестких ударов карате. Рассмотренный принцип разгона ударной конечности используется в выполнении техники всех базовых ударов и блоков карате. Проблемы влияния на "поражающую" способность техники, психических и эмоциональных факторов, а также фактора "жесткости" техники рассматриваются в моем учебно-методическом пособии "Ката Карате - метод психофизической подготовки". Хочу сразу обратить внимание критиков на то, что эта статья не является научной, поэтому не надо цепляться к некоторым терминам, используемым в ней, тем более, что я пока не встречал четких и однозначных терминов в этой области ни в педагогической, ни в спортивной науке. Сила удара в основном определяется скоростью и зависит как от физической силы человека, та и от техники, посредством которой выполняется удар, а также от "чистоты" ее выполнения. Для каждого конкретного человека наибольший эффект дает техника, в которой максимально используются его психофизические способности и анатомическое строение. Поэтому не может быть идеальной универсальной "самой сильной" техники, как предлагают некоторые специалисты. Разные школы (стили) борьбы создавались людьми конкретного психофизического типа, конкретных способностей и личного опыта. Поэтому одни школы более универсальны, другие - менее. Одни школы, например, делали акцент на физическую силу и натиск, а другие - на скорость и ловкость, которые обеспечивались идеальной техникой и упорными тренировками. Под эффективностью техники или удара в частности, я понимаю не какой-то отдельный количественный параметр двигательного действия, а выполнение задачи, поставленной до начала ее выполнения. Ударное движение состоит из двух основных частей. В первой части осуществляется разгон всех частей тела, участвующих в ударном движении, в этой связи они приобретают определенное количество движения. Во второй части происходит последовательное торможение частей тела снизу вверх за счет тормозящих действий левой или правой ноги. Указанный механизм движения в значительной мере способствует увеличению скорости вышерасположенных частей тела, включая кулак бьющей руки. Общие факторы, влияющие на силу удара (измеряется в кгс): физическая сила человека (сила мышц) внутренняя сила (сила внутренних органов) общая координация движений (обеспечивает ловкость, подвижность и т.д.) специальная координация движений (техника удара) психическая сила - "сила духа" (Шихан Фунакоши говорит: когда кулак остановился, сознание должно продолжать двигаться в мишень) способ разгона ударной части тела (например, кулака) время перехода мышц от расслабления к напряжению и наоборот (физическая концентрация) суммарная концентрация всех сил (киме) в момент контакта с мишенью эмоциональное состояние. Степень воздействия ("поражающая" способность) удара на мишень зависит от: силы удара размера площади контакта ударяющей части тела с мишенью (давление - измеряется в кг/кв.см) "жесткости" ударяющего инструмента (рука + все тело) времени контакта ударяющей поверхности с мишенью твердости, упругости, жесткости и других механических качеств мишени. Рассмотрим механизм и возможность использования энергии упругой деморфмации мышц, участвующих в нанесении удара, которая образуется в результате их натяжения и способствует возникновению силы тяги на концах мышц, для увеличения скорости ударного движения. Сила и скорость удара также во многом зависят от предварительного растяжения мышц, которое создается за счет опережающего движения частей тела. Примером таких механизмов в ударном движении является опережающее движение бедра по отношению к плечевому поясу, что приводит к растяжению мышц туловища и мышц-сгибателей плеча бьющей руки. Вследствие этого в мышцах туловища и плечевого пояса накапливается потенциальная энергия упругой деформации. После чего движение руки к цели обеспечивается за счет перехода потенциальной энергии в кинетическую энергию движущегося звена. Подобная тенденция была установлена и в толкании ядра. Такой механизм увеличения скорости звеньев тела при нанесении удара можно сравнить с "волной" или "движением кнута" (используется в технике учи и кеаге). Следовательно, правильное использование энергии упругой деформации мышц туловища и плеча в ударном движении является существенным и дополнительным фактором, повышающим скорость и эффективность удара. Специальная координация Максимальной силы удара (для конкретного человека) можно достигнуть только оптимальной скоординированностью движений всего тела, в частности ног, туловища и рук, а также правильной работой суставов (локтей и коленей) и мышц. Большое значение на поражающую способность удара оказывает психическое состояние. Осанка каратека при выполнении удара в принципе отлична от осанки боксера, и это значительно сказывается на "жесткости" удара и его "поражающих" последствиях и других факторах. Указанные подходы позволяют заключить, что скорость и сила удара зависят от рационального последовательного импульсного включения в ударное движение элементов тела, а именно: движение последующей части тела вызывается импульсом, созданным движением предыдущей части тела и, таким образом, каждая последующая часть тела начинает свое движение не с нулевой скорости, а с конечной скорости движения предыдущей части тела, которая как бы выполняет роль последней ступени в многоступенчатой ракете - создается впечатление пробегания по телу "волны". Таким образом, техническая составляющая силы удара является результатом последовательного разгона (последовательного увеличения скоростей) отдельных частей тела снизу вверх: ноги, бедра, руки. Методы разгона в различных видах борьбы могут быть различны. Последовательность импульсного включения частей тела для выполнения гьяку-дзуки: отталкивающее разгибание ноги, создающее опережающее движение таза по отношению к плечевому поясу; движение вперед бедра, одноименного ударяющей руке (вращение бедра относительно другого бедра); вращательно-поступательное движение туловища, создающее опережающее движение верхней части плеча по отношению к предплечью и кисти; выбрасывание ударяющей руки к цели. Для увеличения силы удара надо выполнить следующие действия: до начала выполнения удара максимально расслабиться: физически и психически (состояние "пустоты", кулак "пустой"); импульсно скрутить предплечье и ударяющий кулак перед самым контактом (или, что более эффективно, в момент контакта) с мишенью, что резко увеличит скорость поступательного движения руки в последней фазе удара; перед самым контактом мгновенно максимально сжать кулак ("полный" кулак) и сконцентрироваться психически на поражение мишени; импульсно отдернуть другую руку к одноименному бедру (хиките), синхронно с движением ударяющей руки; сместить центр тяжести тела к мишени смещением передней ноги и принятием более низкой стойки; к вращению бедра добавить небольшое скручивание корпуса, чтобы не потерять равновесие в случае промаха или при встрече с учеником самбо, дзюдо, айкидо и т.п. Большая сила и дальность удара (за счет поворота корпуса на 15-45 гр.) в карате достигается опережающим движением бедра по отношению к плечевому поясу (17-20 градусов), что приводит к предварительному растяжению мышц туловища, то есть способствует созданию необходимых условий для осуществления последующего сокращения и активного включения мышц туловища в ударное движение. При выполнении удара по противнику надо не только поразить мишень (это можно сделать как с помощью очень сильного удара, так и посредством несильного, но точного или "жесткого" удара), но и, что не менее важно, не потерять равновесие, попасть в цель и быстро перейти к следующим техническим действиям. С увеличением степени тренированности (мастерства) и уровня физической подготовки увеличивается и значение максимальной скорости движения отдельных частей тела, начиная с ноги и заканчивая кулаком. Скручивание предплечья Скручивание предплечья имеет прямое отношение к максимизации эффективности техники удара, так как создает дополнительный импульс непосредственно перед контактом, а также придает руке "жесткость", но при этом локоть должен остаться направленным вниз, что очень важно. При тычковом ударе предплечье в результате импульса бедра выбрасывается прямо наружу к мишени. Это движение подобно броску копья. В обоих случаях скручивание предплечья вокруг своей оси обеспечивает движение кулака по заданной траектории. Здесь используется тот же принцип, что и в нарезном оружии. Без нарезки пуля будет опрокидываться и изменять направление своей траектории движения. При вращении же пули вокруг своей оси она не отклоняется от заданной траектории. Хотя предплечье, которое не скручивается, может двигаться так же быстро, как и скручиваемое, движение со скручиванием создает более точно направленное и более сильное воздействие на мишень. Скрученное предплечье концентрирует силу и увеличивает ее, так как скручивание вызывает мгновенное напряжение всех мышц, вовлекаемых в технику. Удар начинается с гьяку-ура-дзуки, а перед контактом с мишенью трансформируется в гьяку-сейкен-дзуки за счет скручивания предплечья. Положение плеч Плечи должны быть всегда опущены - в начале техники, во время ее выполнения и даже после ее окончания. Если плечи подняты, это указывает на их напряжение, что делает невозможным ровное и быстрое движение. Боковые мышцы туловища будут растянутыми и концентрация силы невозможна. Защита подставкой плеча или локтя, как это принято в боксе, в карате, недопустима, так как такой способ защиты опасен для защищающегося. Если думать о выполнении техники, то плечи всегда будут подниматься. Вместо этого надо думать не о технике, а о том, чтобы плечи находились внизу. К тому же, поднятое плечо сокращает обзор сбоку и сзади. Следствием защиты "подставкой" часто бывают выбитые плечи и сломанные руки. Карате создавалось как средство самозащиты от нападения с оружием, поэтому в основе тактики карате лежит маневр. Любители защищаться "подставкой" плеча или локтя, а тем более пытаться "держать" удар, как это широко распространено в спорте, могут попробовать таким способом защититься от удара мечом или даже ножом. Использование запястья В момент нанесения удара или блока запястье должно быть напряженным и прямым. При нанесении удара оно обычно остается в прямом положении, за некоторыми исключениями. Конечная скорость всегда меньше максимальной (см. подробнее биомеханику). Существенную роль в разгоне руки ("ударной массы") к цели играют предшествующие фазы, а именно отталкивающее разгибание ноги и вращательно-поступательное движение туловища. Следовательно, в учебно-тренировочном процессе необходимо постоянно уделять внимание этим фазам ударного движения. Сравнивая механизм ударного движения черных поясов с коричневыми поясами, можно заключить, что: у первых разгон руки ("ударной массы") представляет из себя своеобразную волну усилий, последовательно передающуюся от ног к туловищу и руке; у вторых эта последовательная цепь передачи усилий нарушена в связи с недостаточно выраженным опережающим движением бедра по отношению к плечевому поясу и несвоевременным (опережающим или отстающим) началом движения ударяющей руки, а также недостаточной скоростью отдергивания другой руки. Это выражается в преждевременной передаче усилий от ног к руке и нарушении рациональной последовательности ударного движения. На этот момент шихан Фунакоши постоянно обращает внимание учеников. С учетом вышеизложенных положений целесообразно подбирать средства и методы силовой и скоростно-силовой подготовки учеников с принятием во внимание техники выполнения ударных движений. При отработке базовой техники карате очень важно, чтобы внешнее ребро задней стопы не оторвалось от пола и стопа всей поверхностью находилась на полу. Хотя и в карате на продвинутом уровне есть техника, в которой задняя стопа открывается от пола. В связи с тем, что таз нежестко соединен с верхним плечевым поясом посредством позвоночника и грудной клетки, создаются условия для последовательного выдвижения вперед плеча бьющей руки. Завершающей фазой ударного движения является разгибательное движение руки в направлении мишени с одновременным скручивающим движением предплечья, которое обеспечивается дальнейшим отталкивающим разгибанием правой ноги, совпадающим по времени с разгибанием в локтевом суставе бьющей руки и вращательно-поступательным движением туловища. Следует подчеркнуть, что впередистоящая левая нога в завершающей фазе ударного движения выполняет стопорящую функцию, которая предупреждает заваливание ученика вперед. В исходной позиции левая (передняя) нога может ставиться на носок (неко-аши-дачи) с последующим ее движением вперед (окуре-аши) и опусканием на всю стопу, или она может сразу опираться на всю стопу (фудо-дачи). Последнее дает возможность быстрее начать ее активное взаимодействие с опорой. Интересно отметить, что максимальная сила ноги при разгибании ее в коленном суставе проявляется при углах 105-125 градусов, а ширина расстановки ног при этом во фронтальном направлении колеблется от 15 от 30 см. Для повышения эффективности удара, как уже указывалось выше, существенное значение имеет опережающее движение таза по отношению к плечевому поясу, что приводит к предварительному растяжению мышц туловища и способствует активному их сокращению, а также включению этих мышц в ударное движение. Таз при этом движется вперед, а пояс верхних конечностей отстает. В момент соударения в кинематической цепи (плечо, предплечье, кисть) необходимо создавать максимальную жесткость, блокируя при этом движения в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах. Вместе с тем, сила удара пропорциональна скорости кулака в момент контакта с мишенью, а увеличение силы достигается за счет взрывного движения мышц руки. Это подтверждается результатами исследований: сила удара тесно связана (p<0,05) с максимальными силовыми и взрывными способностями мышц верхних конечностей. Необходимо отметить некоторые нюансы рациональной техники ударного движения. В момент соприкосновения кулака с целью предплечье бьющей руки должно быть перпендикулярно месту попадания. Наряду с защитой, быстрый возврат левой руки создает условия увеличения скорости вращения плечевого пояса, а также повышения скорости удара. Исходя из того, что рациональная согласованность фаз ударного движения является важнейшим фактором, определяющим эффективность удара, целесообразно процесс общей и специальной физической подготовки строить с учетом индивидуальных скоростно-силовых способностей учеников. Тем самым представляется возможным реализовать в тренировочном процессе принцип динамического соответствия, подбирая средства тренировки с учетом развития групп мышц, участвующих в ударном движении. Для совершенствования отдельных фаз ударного движения разработаны специальные комплексы упражнений. Приложение импульса бедра Разрушительная сила удара в карате основана на участии в ударном движении не только корпуса, а всего тела и, в частности, приложения к удару плавного, быстрого и постоянного по высоте вращения бедер для придания удару дополнительного импульса, поскольку невозможно нанести сильный удар, действуя только одной рукой или даже плечевым поясом. Вращение бедрами (поясницей) Импульс, образующийся от вращательного движения бедер, через позвоночник передается к мышцам груди и плечевого пояса, а через них к руке и непосредственно к кулаку, что значительно увеличивает силу удара. Скорость удара приобретает дополнительное ускорение, если при движении руки сохранить тенденцию к полному распрямлению локтевого сустава. При этих условиях импульс и "жесткость" удара будут максимальными. Результат движения бедер при ударе можно сравнить с колесом на оси, небольшой поворот которой приводит к быстрому и сильному повороту обода. Также и в теле человека - небольшой поворот расположенных близко к центральной оси тела бедер вызывает резкое ускорение и усиление движений конечностей, расположенных дальше от оси вращения тела. Важную роль во вращательном движении бедрами играют мышцы брюшного пресса. Это вращение зависит также и от силы непосредственно бедренных мышц, влияющих на плавность и скорость движения тазобедренного сустава. Можно, например, отвести бедро назад, воздействуя на него только мышцами соответствующей половины брюшного пресса и бедренными мышцами одноименной ноги. При этом одновременно происходит подача вперед бедра противоположной ноги, обусловленная противофазой второй половины тела. Рекомендуется все время держать эти группы мышц в расслабленном состоянии, чтобы при необходимости выполнить или резкое движение, или быть в постоянной готовности проделать это. Чем быстрее движение бедра, тем сильнее и быстрее удар. Постоянной тренировкой можно добиться быстрого и резкого поворота бедра, однако, следует помнить, что скорость вращения бедра не должна быть слишком большой. Сам поворот бедра уже дает технике дополнительный импульс, поэтому необходимо как можно больше внимания на тренировке уделять именно этому моменту, пусть даже в ущерб тренировке в технике выполнения ударов. Научиться правильно вращать бедрами - весьма сложная задача. При отработке необходимо пользоваться правильной методикой. Вращайте бедрами так, словно, вы загоняете штопор в пол. Такое движение бедер особенно важно в усложненных формах карате. Это упражнение имеет громадное значение: оно укрепляет мышцы, участвующие в повороте бедра, а также способствует рефлекторному повторению движения. Отработка движений бедрами довольно скучное занятие. Однако вы должны уделять этому время, пока не достигнете явного результата. Выучите хорошенько теорию, потому что в овладении движением бедер лежит главный секрет техники карате. Вращение бедер - ключевые моменты: 1. Бедра должны вращаться в одном непрерывном движении, оставаясь в любой траектории и в любой момент времени на одном и том же уровне. Ни одно из бедер не должно "западать". 2. Плечи должны двигаться одновременно и софазно с бедрами. Нельзя допускать опережения плечом бедра. 3. При вращении бедер нельзя наклонять корпус, выпячивая ягодицы назад. Торс должен быть вертикальным. 4. При вращении тазобедренный сустав должен двигаться только в горизонтальной плоскости. 5. Для полного доворота бедра в конце вращения поверните бедренную мышцу задней ноги из аи-ханми в дзен - передней бедренной мышцей вперед. Вращение бедер - методика тренировки 1. Примите фронтальную хидари зенкутсу-дачи, положив руки на бедра. Лицо обращено вперед. Разведите локти в стороны, а кисти рук положите на бедра так, чтобы большие пальцы были направлены к позвоночнику. Расслабьте и опустите плечи. Сконцентрируйтесь на тандене, как на центре физической силы. Распрямите грудь. Ключицы бедер должны быть направлены вперед и вверх. 2. Примите аи-ханми: не меняя положения ног, коленей и высоты бедер, отведите правый тазобедренный сустав назад на 45 градусов. Вы оказались в фудо-дачи. Лицо должно оставаться обращенным вперед. Движение должно быть медленным, чтобы вы успевали контролировать правильность траектории движения бедра. Верхняя часть корпуса должна вращаться софазно с бедрами. 3. Поверните бедра в исходную фронтальную позицию. При повороте движение бедер должно быть плавным и совершаться в горизонтальной плоскости. В момент возвращения в зенкутсу-дачи необходимо напрячь мышцы брюшного пресса и плечевого пояса. Одновременно полностью напрягаются мышцы задней ноги. 4. Не допускайте, чтобы при вращении бедро изменяло положение по высоте. Для этого напрягайте лодыжку и коленный сустав задней ноги, а также следите за неизменностью положения коленного сустава передней ноги, чтобы он также не двигался. Последовательность 1-2-3 рекомендуется повторять подолгу и много раз. По мере привыкания к этому движению постепенно увеличивайте скорость и силу движения. Это упражнение хорошо проделывать под команду, выдерживая правильный и четкий ритм. Избегайте следующих ошибок: 1. Не наклоняйте верхнюю часть тела вперед при повороте бедра. Для избежания этого сильно упритесь большими пальцами в ключицы бедер, выдвигая их вперед. 2. Не давайте бедру передней ноги "западать", иначе корпус наклоняется вперед. 3. Не допускайте, чтобы плечо при вращении из аи-ханми в дзен выдавалось вперед по сравнению с бедрами. Для этого напрягите брюшной пресс, сосредотачиваясь на мысли о движении всего корпуса как единого целого. 4. При повороте вперед не допускайте заваливания и полного выпрямления коленного сустава задней ноги или отрывания ее внешнего ребра от пола, что приводит к неполному повороту бедра. Для предотвращения этого напрягите мышцы задней ноги полностью. Помните, что во внешних стойках усилия в коленных суставах всегда должны быть направлены наружу. Импульсная посылка бедра вперед Импульсная посылка бедра вперед очень важна в карате. Сочетая ее с большим шагом вперед, можно провести очень мощную атаку. Кроме того, благодаря этому импульсу возникает возможность перейти от одной атаки к другой незамедлительно или продолжить движение вперед. Успех атаки во многом определяется тем, насколько мощно и быстро двигается бедро. Импульсная посылка бедра вперед ничего общего не имеет с шагом вперед, а представляет собой способ использования реакции опоры, в частности, пола, для усиления фронтального импульса тела. Подобно тому, как реактивный двигатель буквально выстреливает самолет вперед, так и здесь - тело должно быть брошено вперед. Для этого переносите вес тела вперед, сосредотачивая его на одной ноге, а после того, как само тело и задняя нога при движении вперед поравняются с опорной ногой, последняя резко отталкивается от пола, а тело по инерции идет вперед с увеличенным импульсом. Этот дополнительный импульс рождается при реакции опоры на вытянутую назад ногу и через нее и корпус передается вперед. Скорость импульса движения тела вперед прямо пропорционально зависит от скорости разгибания опорной ноги. Чем больше эта скорость и сильнее взаимодействие опорной ноги с полом, тем сильнее импульс движения тела вперед. Если при этом слегка наклонить вперед верхнюю часть корпуса, то импульс возрастет еще больше. Угол наклона опреде-ляется дистанцией удара и стойкой. Не наклоняйтесь вперед так, что нарушается равновесие. Если при этом сохранена правильность траектории движения бедра вперед, то реакция опоры через ногу передается бедру. Оттуда через крестец, позвоночник, плечи и предплечье она приложится к точке удара через кулак. Для полной передачи этого импульса требуется четкое взаимодействие верхней и нижней частей туловища. Для этого необходимо, чтобы мышцы нижней части брюшного пресса и тазобедренного сустава были напряжены. Если это не будет выполнено, то импульс дойдет до руки с большими потерями и эффективность техники снизится до нуля. В качестве конкретного примера можно привести ои-дзуки, импульс которого прямо пропорционально зависит от скорости движения бедра при импульсной посылке последнего вперед. Принцип импульса применим не только при движении вперед, но и при перемещениях вбок и назад. Если создается необходимость резкого диагонального ухода назад (нанаме-сабаки) в кокутсу-дачи, то это движение должно осуществляться импульсным движением бедра назад. Для этого одна нога должна начать диагонально скользить назад, а другая - должна быстро выполнить сильный удар в пол. Реакция опоры отбросит ваше тело назад. Перемещаться в каком-либо направлении - это вовсе не значит просто шагать туда. Это означает бросить свое тело в нужном направлении, помогая этому импульсной посылкой бедра в сторону, противоположную направлению перемещения. Характер броска будет придан вашему телу именно реакцией опоры. Для достижения этого момента необходима настойчивая продолжительная тренировка. При защите от нападения с оружием применяемая в боксе защита "подставками" и "держания удара" чревата получением травм. Я например, не встречал боксера, способного держать удар трубой по башке. Первый способ тренировки: из хейсоку-дачи в зенкусту-дачи. 1. Примите хейсоку-дачи, положив руки на бедра. Локти при этом должны быть разведены, а большие пальцы рук прижаты к крестцовой кости, как бы распрямляя их вверх. Расслабьте плечи, напрягите нижнюю часть брюшного пресса, расправьте грудную клетку. Коленные суставы должны сохранять подвижность. 2. Для перехода в миги зенкутсу-дачи подайте корпус вперед, одновременно резко оттолкнитесь левой ногой, как бы выполняя ей толкающий удар в пол. Одновременно, помогая большими пальцами рук, толкните тазобедренный сустав целиком вперед. 3. По мере движения бедер вперед сделайте шаг вперед правой ногой, причем шаг должен быть скользящим. 4. При достижении коленом правильного положения остановите правую ногу, шаг все время должен иметь скользящий характер. 5. Верните правую ногу в исходное положение и примите хейсоку-дачи. 6. По такой же методике отрабатывайте переход из хейсоку-дачи в хидари зенкутсу-дачи. 7. Упражнение выполняется по несколько раз и подольше для каждой ноги. Избегайте следующих ошибок: 1. Движение ноги назад не носит характер удара, при этом верхняя часть тела будет наклоняться вперед. В целом это нарушает равновесие и приводит к искажению формы движения. При движении назад необходимо напрягать голеностопный сустав и вкладывать в движение значительную силу. 2. Пятка или внешнее ребро задней ноги оторвана от пола, в результате чего передняя нога перегружена в момент движения корпуса вперед. Если в этот момент противник применит против вас аши-бараи (подметающий блок ногой), вы можете упасть. Поэтому пятка задней ноги должна быть четко и сильно прижата к полу. 3. Нога, движущаяся вперед, обгоняет верхнюю часть корпуса. Это нарушает координацию тела, снижает общую эффективность техники. Посылка бедра вперед должна быть максимально быстрой, но в то же время скоординированной с движением верхней части тела. Одновременно должна происходить и остановка всех частей тела. Помните о вреде опережающего движения и постановки передней ноги, как указано в п.2. Второй метод тренировки: из хидари зенкутсу-дачи в миги зенкутсу-дачи. 1. Примите хидари зенкутсу-дачи ханми, положив руки на бедра. 2. Начните с переноса веса тела на левую ногу и двигайте центр тяжести и правую ногу вперед, удерживая верхнюю часть тела вертикальной. При этом коленный сустав левой ноги должен быть согнут, но подвижен. Мышцы опорной ноги должны быть напряжены. 3. Стопа опорной ноги должна быть прочно прижатой к полу. По мере движения корпуса вперед слегка оторвите от пола стопу задней ноги и резко поднесите ее к стопе опорной ноги. Мышцы задней ноги при этом можно расслабить. При этом разрешается, чтобы обе стопы слегка касались друг друга (хейсоку-дачи). В этой позиции вес тела остается на левой ноге, а стопа поворачивается наружу. Стопа правой ноги слегка касается пола, ее колено направлено в сторону движения. Верхняя часть тела и бедра должна оставаться в исходном положении. 4. Нажимая на бедра пальцами вперед, резко и сильно оттолкнитесь левой ногой, как бы ударяя ей под 45 градусов в плоскость пола. При этом другая нога должна закончить свое движение вперед. И в этот момент корпус должен сохраняться вертикальным. Смотрите прямо в направлении движения. 5. Вернитесь в исходное положение. 6. Нога, движущаяся вперед, должна быть расслаблена, но при постановке на пол практически все мышцы должны быть максимально напряжены. После этого моментного напряжения нога расслабляется вновь и выполняет роль опорной ноги для следующего движения. 7. При движении вперед движущаяся нога должна двигаться по дуге к опорной ноге, а затем от нее (аюми-аши). Движение должно быть плавным и непрерывным. Представьте себе листок бумаги между подошвой и полом. 8. Бедра должны двигаться в плоскости, параллельной полу, без колебаний по высоте, они также не должны колебаться из стороны в сторону. Любая девиация бедер по вертикали или горизонтали ослабляет силу импульса. 9. Во время движения мышцы нижней части брюшного пресса должны быть расслаблены, а верхняя часть туловища должна быть перпендикулярной к плоскости тела. Последнее особенно важно с точки зрения сохранения возможности свободного перемещения всего тела при изменении ситуации. После соответствующей практики переходите из хидари зенкутсу-дачи в миги зенкутсу-дачи плавно, минуя хейсоку-дачи. Избегайте следующих ошибок: 1. Опорная нога не напряжена и тело дискретно движется вперед. Из-за этого невозможно сильное движение бедром вперед. Во избежание этого напрягите коленный и голеностопный суставы опорной ноги. Но при этом напряжение не должно быть излишним, для сохранения возможности к незамедлительному дальнейшему передвижению. 2. Ошибочная траектория движущейся ноги из-за лишнего напряжения мышц. Расслабьте мышцы движущейся ноги для обеспечения плавности и быстроты движения. 3. При движении бедер вперед верхняя часть туловища наклонена вперед, теряя вертикальность. Во избежание этого сильно нажмите большими пальцами рук на крестцовые кости, направляя таз вперед. <<< ГЛАВНАЯ ПРАКТИКА КАРАТЭ-ДО УШУ КЕНДО "РАЗНОЕ" АЙКИ-ДО ДЗЭН ССЫЛКИ ФОТО