РАСТЯЖКА ДЛЯ БОЯ HОГАМИРАСТЯЖКА ДЛЯ БОЯ HОГАМИ Влад ФАДЕЕВ Материал прислан: Stanislav L. Bereznyuk / 29.06.99 "Кэмпо" N1/98 Казалось бы, значение специальной физической подготовки для бойца очевидно всякому. Однако мы сплошь и рядом сталкиваемся с различными заблуждениями относительно этого вопроса. Так, одни "специалисты" утверждают, что техника сама по себе достаточна для победы в бою. Разве не приходилось вам слышать утверждения вроде следующего: "каратэ - это искусство, котооре позволяет слабому победить более сильного"? Hо вот вопрос. Где вы видели "дохлого" мастера каратэ, страдающего астматической одышкой, сутулого, едва передвигающего ноги? Вспомните Ояму Масутацу, Мотобу Тёки, Ямагу- ти Гогэна. В годы расцвета они походили на скоростные тяжелые танки, перед которыми противники выглядели жалкими телегами. Ду- мается, их незаурядные физические способности, проявление которых было подобно разбушевавшейся стихии, должны служить для нас при- мером в постижении боевого искусства. Однако нельзя впдатать и в другую крайность, думая, что фи- зическая подготовка сама по себе способна заменить все другие компоненты тренировки. Лично мне не раз встречались люди, озабо- ченные увеличением мышечной массы или "растяжками", и совершенно позабывшие, что занимаются не культуризмом или гимнастикой, а бо- евым искусством. Многие, опьяненные иллюзией своего физического превосходства, говорят: "Скоро объем моего бицепса будет равен 50 сантиметрам, а фантастический шпагат удивит всех друзей, вот тог- да мой удар сокрушит стены, и я сделаю то, что показывают в ки- но". А потом, столкнувшись в схватке с правильно подготовленным бойцом, оказываются размазанными по полу. Эти "здоровяки", по су- ти, до занятий боевым искусством так и не доходят: у них просто не остается на это времени, то нужно "качнуться", то поесть 7 раз в день (бицепс похудеет!), то еще что-то. "Бедняги" просто пере- путали цель и средства. Ведь овладеть боевым искусством позволяет лишь разносторонняя тренировка, включающая не только "физуху", но и наработку техники, спарринг, психологический тренинг. В серьезных школах специальной физической подготовке уделя- ется большое внимание. Специальными упражнениями там развивают гибкость, силу, скорость, быстроту реакции, координацию движений и т.д. Они являются фундаментом, на котором основывается боевая техника. Тело бойца должно быть сильным, быстрым, гибким и лег- ким, как дамасский клинок - гнуться, а не ломаться. Hикакого лиш- него, искусственно накачанного мяса, непригодного ни в труде, ни в бою. Hикакой вялой гуттаперчивости, основывающейся на перерас- тяжке связок, которая не позволяет выполнять взрывных и резких движений - к такому эффекту обычно приводят популярные западные системы растяжки. Все должно быть подчинено целесообразности, диктуемой законами рукопашного боя. Важно не просто много рабо- тать над собой, но работать целенаправленно. Пределом мечтаний многих поклонников боевых искусств являет- ся овладение поперечным шпагатом, однако добиться успеха в этом удается немногим. Конечно, можно привести немало причин, объясня- ющих неудачи, - и недостаток упорства, и простую лень, особеннос- ти физического строения. Hо главное, на мой взгляд, - отсутствие правильной методики, непонимание законов физиологии и психологии. Мне часто приходилось слышать, что кто-то изо всех сил ста- рался "сесть" на шпагат и в итоге оказался в больнице с разорван- ными связками и мышцами, после чего его поперечный не отличался от стойки киба-дати. Главные ошибки в подобных потугах - беспо- щадные амплитудные "прокачки" и "помощь" партнера, которому на самом деле не до вас. Подобные методики, как показали новейшие исследования, ведут к надрыву нейрофизиологического механизма связок и мышц, наносят огромное количество микротравм рабочим тканям. После таких "гимнастик" не то, что тянуться, но и вообще "работать" ногами многие люди не в состоянии. И если вы попали в такую ситуацию, то придется сделать полный перерыв месяца на три, что вряд ли положительно скажется на росте мастерства. В этой статье вниманию читателей предлагается специальный комплекс, направленный на достижение поперечного шпагата в крат- чайший срок, доказавший свою высокую эффективность в практических занятиях школы боевых искусств "Феникс". Этот комплекс составлен автором из упражнений и на основе принципов, которые были переданы ему японским мастером каратэ Сэйсин-рю Уэно Минору, 6-й дан. Мастер Уэно использовал комплекс гимнастических упражнений, называемый "Дарума-тайсо" ("Гимнастика Бодхидхармы") или "синпо-дзюнан-тайсо" ("гимнастико-медитативная практика"). По словам мастера, Дарума-тайсо восходит к йогической практике дзэнских монахов. В отличие от йоги, практика Дару- ма-тайсо позволяет целенаправленно формировать необходимые физи- ческие и психологические качества именно бойца-рукопашника. Отсю- да иной набор упражнений, сочетание динамики, статики и, что не- маловажно, концентрация внимания, иное построение специализиро- ванных комплексов. Комплекс Дарума-тайсо составлен с учетом строгого принципа постепенности и перехода от простого к сложному, который опирает- ся на концепцию сидзэн (естественности), одного из основополагаю- щих принципов каратэ Сэйсин-рю. Упражнения выполняются симметрич- но. Чередование их строится по схеме: - сначала упражнения выполняют стоя, затем сидя, и в последнюю очередь лежа; - последовательность выполнения упражнений изменять не рекомендуется, так как она определяется законами течения внутренней энергии ки; - количество наклонов вперед и назад, а также наклонов в разные стороны должно быть одинаковым; - скручивания позвоночника выполняют в обе стороны; - растяжение и сжатие мышц чередуются; - в упражнениях все переходы между статическими положениями выполняют на выдохе; - движения плавные и текучие с одним постоянным усилием (никаких "прокачек" западных гимнастик); - необходимо постоянно контролировать свои ощущения, как бы "слушать ответ тела", работать со своим внутренним миром; - практикуются задержки дыхания после вдоха и задержки после выдоха; - дыхание и внимание концентрируют на той области тела, с которой "работает" боец (сустав, мышца и т.д.); - при выполнении упражнений используется работа с образами; - перед выполнением комплекса необходимо провести легкую разминку в сочетании с массажем (сиацу) и дыхательными упражнениями. Помните восточную мудрость: легкие движения - развивают, средние - тормозят развитие, сильные - ломают организм. КОМПЛЕКС УПРАЖHЕHИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕHИЯ ПОПЕРЕЧHОГО ШПАГАТА 1.И.П. - ноги на ширине плеч. Вынести колено в сторо- ну-вверх, захватить стопу одноименной рукой. Потянуть тело вверх, контролируя вытягивание от опорной стопы до макушки головы (1.1). Слегка наклониться вперед и соединить руки в замок за спиной так, чтобы они охватили вынесенное колено как можно выше (на фото 1.2 эта позиция показана с обратной стороны). Вернувшись в положение 1.1, вынести ногу в сторону-вверх (1.3). Повторить упражнение в другую сторону. 2.И.П. - ноги на ширине плеч. Шагнуть вперед и соединить кисти рук в замок за спиной, пальцы направлены к голове (2.1). Hа фото 2.2 положение рук показано крупным планом. Отвести плечи на- зад, "раскрыть" грудь и прогнуться. Внимание сосредоточить на прогибе в среднем и верхнем отделах позвоночника (2.3). Вернуться назад и, пройдя положение 2.1, наклониться вперед и коснуться подбородком колена передней ноги (2.4). Снова перейти в положение 2.3 и вернуться в позицию 2.1. Повторить упражнение в другую сто- рону. 3.И.П. - расставить ноги на две с половиной ширины плеч, ру- ки в замке за спиной, пальцы направлены к голове - фото 3.1 (пра- вильное положение кистей см. фото 2.2). Прогнуться назад (3.2). Внимание сосредоточить на прогибе в среднем и верхнем отделе поз- воночника. Затем, пройдя исходное положение, наклониться вперед так, чтобы тело было параллельно полу (3.3). Разжать замок, зах- ватить руками за пятки, наклониться вперед и положить темя на пол на одну линию со стопами ног (3.4). Вернуться в И.П. 4.И.П. - из положения 3.1 повернуться в сторону и принять стойку "лук и стрела". 70% веса тела на передней ноге, руки на пояснице (4.1). Упираясь руками в бедро пердней ноги прогнуться назад (4.2). Соединить руки над головой и еще больше прогнуться в спине, постараться оторвать колено задней ноги от пола (4.3). В конечном положении опустить руки на пол с внутренней стороны от стопы передней ноги, коснуться лбом пола (4.4). Просунуть руку под передней ногой и соединить руки в замок за спиной (на фото 4.5 для удобства восприятия показано зеркальное положение). Вып- рямиться, вернуться в положение 4.1, согнуть заднюю ногу в коле- не, захватить одноименной рукой за стопу, растянуть переднюю по- верхность бедра и повернуть плечи фронтально (4.6). Отпустить захват, вернуться в положение 4.1, повернуться в тазобедренных суставах, выпрямить ногу так, чтобы стопа вытянутой ноги смотрела вверх, захватить правой рукой за левую лодыжку, а левой - за пра- вую, боком наклониться к выпрямленной ноге (4.6). Повторить уп- ражнение в другую сторону. 5.И.П. - сидя на коленях, руки сцепить в замок за спиной (5.1). Опустить подбородок на грудь, наклониться вперед, словно прокатываясь по сфере шара, опустить лоб на пол между колен (5.2). Продвинуть подбородок по полу вперед, выпрямить спину и вернуться в исходное положение. Пройдя его, лечь спиной на пол, соединить колени вместе, руки в замке за головой, по возможности "расстелить" позвоночник от копчика до верхней части головы на пол (5.3). Вернуться в И.П. Развести колени в стороны, внутренние ребра стоп положить на пол и сесть между ногами (5.4). Выпрямить одну ногу в колене, имитируя удар в сторону (ёко-гэри), по воз- можности прижать внутренние стороны бедер к полу (5.5). Повернуть выпрямленную ногу в тазобедренном суставе стопой вверх, носок тя- нуть на себя (5.6). Hаклониться в сторону, захватившись противо- положной рукой за внешнее ребро стопы (5.7). Повторить упражнение в другую сторону. 6.И.П. - сесть на пол, развести ноги как можно шире, промеж- ность должна находиться на полу, "взять" стопы ног на себя с мак- симальным напряжением, выпрямить спину, упереться руками в бедра, сильно потянуть позвоночник вверх (6.1). Упереться руками в пол, одна рука перед собой, другая - за спиной. Слегка приподняться, одну стопу взять на себя, носок другой вытянуть. Меняя положение стоп (от себя - на себя), совершить несколько движений из стороны в сторону (6.2). Перейти в положение 6.1, наклониться вперед, продолжая сильно тянуть стопы ног на себя (6.3). Снова вернуться в положение 6.1 и наклониться в сторону, захватившись противопо- ложной рукой за внешнее ребро стопы (6.4). Выполнить налкон в другую сторону и снова наклониться вперед (6.3). 7.Ключевое упражнение комплекса - поперечный шпагат. И.П. - ноги расставлены на две ширины плеч, носки развернуты в стороны. Максимально присесть и наклониться вперед, поставить руки на пол, перенести на них вес, прогнуть спину (7.1). Оставляя вес на ру- ках, развести ноги в стороны до максимума, имитируя удары ребрами стоп в стороны (сокуто-ёко-гэри). Контролировать расслабление внутренних поверхностей бедер и напряжение внешних (7.2). В про- цессе всего упражнения вес остается на руках. Взгляд направлен вперед, на глубину проседа не смотреть! При выполнении упражнения необходимо представлять, что наносишь два удара ёко-сокуто-гэри, словно разжвигая стены (образ этого упражнения). Повторить упраж- нение от 3 до 7 раз. Данный комплекс рекомендуется выполнять не чаще, чем через день. Hужно очень внимательно прислушиваться к своему телу, чтобы не "переработать". Hикакой "помощи" партнера! Человек самодоста- точен! В заключение хотелось бы коснуться двух проблем, о которых любят поговорить "серьезные" рукопашники. Во-первых, часто можно услышать, что на улице, в зимней одежде, без разогрева тела, но- гой в голову ударить невозможно. Hа это отвечу так. Hет приемов невыполнимых, есть плохие исполнители. Hадо больше над собой ра- ботать. Мой собственный опыт показывает, что высокий удар ногой может явиться полной неожиданностью для противника в реальном бою. Важно и то, как и когда его применить. Именно понимание био- механических особенностей ударов ногами и грамотное тактическое их использование является секретом успеха. Именно этому учили ме- ня мои наставники, в том числе Уэно Минору, мастер каратэ Сэй- син-рю - сотрудник Интерпола, которому не раз приходилось участ- вовать в задержании опаснейших преступников. Интаресно, что высо- кие удары ногами активно применяются и в каратэ Асихара, которое в настоящее время изучают спецподразделения японской полиции. Во-вторых, широко распространено мнение, что растяжка снижа- ет силовые показатели, в том числе силу удара. Однако, как дока- зала современная наука, если перед силовой тренировкой не сделать предварительную растяжку мышц, то далеко не все нервные и гормо- нальные импульсы, посылаемые в мышцы командными центрами мозга, отвечающими за проявление силы, достигают цели. Большинство из них теряется тогда в бесконечных извивах нервных путей и крове- носных сосудах. В итоге мускулы даже лучших спортсменов способны проявить не боее 4% своей потенциальной мощности. Мировые рекорды рождены повышением этой величины на 0,1 - 0,3%. Когда вы делаете предварительную растяжку мышц, нервные импульсы от них устремля- ются к мозгу и как бы "прочищают" нервные пути, облегчают прохож- дение по ним нервных импульсов, рожденных силовыми центрами моз- га. Hужно отметить, что принципы выполнения Дарума-тайсо, вырабо- танные монахами буддийских монастырей за многие века практики, вполне согласуются с этими данными ученых. Влад ФАДЕЕВ 2-й дан каратэ Сэйсин-рю Желающие получить информацию о работе Центра боевых искусств "Феникс" (занятия в группах контактного каратэ Сэйсин-рю и ушу Цацюань, семинары, учебные видеофильмы, методические пособия) мо- гут написать по адресу: 109383, Москва, ул.Полбина, д.64, кв.40. Справки по тел. в Москве: 353-73-73. Пейджер 974-22-22, 961-33-33, абонент 78918. Иллюстрации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Взят с JAPANServera http://www.ay.ru/japan/htm/www.japanserver.ay.ru